Гололёд:  есть ли  альтернатива  химическим реагентам?

Гололёд:  есть ли  альтернатива  химическим реагентам?

 

Автомобилей у нас много, и частных, и служебных, а зима в наших краях, хоть и теплее становится, чем еще пару десятков лет назад, но не настолько, чтобы мы забыли о том, что  такое гололед на дорогах и аварии по его причине. Поэтому дороги и тротуары обрабатываются специальными реагентами, и лидер среди  них — хлорид натрия, или обычная соль, которая портит жизнь не только автомобилям, лапам собак, нашей обуви, но и здоровью всей природы в целом, включая человека.

     Если верить Интернету, то проблема зимнего гололеда стоит всего лишь перед двумя десятками стран, и, учитывая масштабы нашей страны, ей достается больше всего.   Итак, что есть по этому вопросу в сети?

    У нас.

      Соль сыплем от души, благо свои месторождения позволяют, а потому недорого.  Это обычный хлорид натрия, каменная соль, минерал галит. Действует при температурах не ниже  -16.  Лед он растапливает эффективно, но впоследствии оказывается на прилежащих к дорогам территориях, губит почву с ее флорой и фауной,  Бывает так, что единственный способ иметь зеленые  насаждения в городах — полностью заменять почву.

      Соль при потеплении  смывается в ливневые стоки, попадает в реки и там пользы тоже не приносит.  Особенно когда снег с солью с обочин  сбрасывается в реки.  

      Как вариант — соль смешивается с песком или мраморной либо гранитной крошкой, но все это потом  забивает водостоки. Если она попадет в очистные сооружения, то  станет компонентом  образующегося в них осадка, который обычно сжигают. Где потом оказываются образующиеся продукты горения, содержащие хлор из той самой соли — ясно всем.

     В последнее время стал шире применяться хлорид кальция модифицированный (ХКМ).  Он  обычно используется в виде раствора, но действует недолго, часа три, а потом нужна повторная обработка. Вреда почве от него меньше, чем от обычной соли, но хлор есть и тут.  В применении он менее удобен, так как жидкий, но действует  на 30-40% эффективнее.  Однако сцепление шин с дорожным покрытием будет меньше, так как он притягивает воду из воздуха  и образует пленку, а потому скользить машины будут больше, чем на соли. К тому же кальций — тоже сильный аллерген, и с приходом зимы это особенно  заметно  бывает врачам.

     Очень эффективен бишофит, хлорид магния, но он тоже дороже соли, а разрушений причиняет еще больше. Пишут,  он безопаснее для человека и животных (в это не очень верится), но коррозия от него сильнее.  Обувь портит гораздо быстрее обычной соли.

     Для удаления льда с висячих мостов обычно используется мочевина. Хлориды здесь — первые враги, так как они усиливают коррозию. Мочевина же безопасна абсолютна, так как это органическое вещество.

   А что у  других?

    Европа отказалась от использования противогололедных  химических  реагентов практически полностью.  В некоторых городах  на улицах есть ящики с песком  или мелким гравием, который пешеходы сами же и разбрасывают при  необходимости.  В Канаде  и США используется соль  из Великих соляных озер, там много природного хлорида магния.

    В скандинавских странах  давно поняли, что лучший выход  —   убирать выпавший снег  оперативно и дочиста, не допуская накопления.  В Финляндии на зиму дороги посыпают специальной крошкой, а по весне спецтехникой  ее собирают, промывают и хранят до следующего сезона.  В Норвегии еще круче: под тротуарами и автодорогами прокладывают тепломагистрали. В Швеции дорожная соль смешивается с сахаром(!). Она быстрее высыхает на дороге, дольше лежит на ней, и  коррозия автомобилей идет не так быстро, как от каменной соли.

     В Новой Зеландии теплее, чем у нас, а потому они могут использовать ацетаты кальция и магния, которые работают при температурах до -7.  Эти соли не содержат хлора, а потому безопасны экологически.

      Очень снежными бывают зимы в Японии, особенно в горах,  сугробы  могут  достигать высоты нескольких метров. Но дороги там не обрабатываются никакими реагентами, а лишь старательно чистятся. Шипованные шины здесь запрещены, а тротуары и территории возле домов приводятся в порядок самими жителями, это их обязанность.  И обувь зимой у них соответствующая, с сильно рифленой подошвой.

     

    Итог:  реагентов для борьбы с гололедом, абсолютно безопасных экологически, нет. Для наших автомобилистов,  похоже, единственно надежный  способ хоть как-то  сберечь машину —  антикоррозийные покрытия.  Но это совсем другая тема.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *