Химия 8 класс. Кислород. Практическая работа.

Если  в вашем тематическом  планировании  есть время для этого практикума, то   данная работа может быть вполне интересна ученикам.  Для нее не требуются редкие реактивы, а сами опыты совершенно безопасны. Вместо полоски меди можно взять медную проволоку и обязательно удалить с нее покрытие, если оно имеется.   Если медь изначально уже потемневшая, то ее лучше выдержать в растворе соляной или разбавленной серной кислоты для удаления оксидного налета.  Вместо  химической держалки можно использовать обычную деревянную  бельевую прищепку (не пластиковую!!!), а алюминиевая фольга вполне сгодится от шоколадки, ее нарежем квадратиками.

 

1.Взаимодействует ли медь с кислородом на воздухе без нагревания?

Разверните бумагу и  внимательно рассмотрите полоску меди: какого она цвета, есть ли блеск? Меняется ли цвет этого вещества  или какие-то другие его качества  при нахождении на воздухе в течение нескольких минут?  Как вы думаете, взаимодействует ли сейчас медь с кислородом воздуха? Почему вы сделали такой вывод?

 

2.А при нагревании?

Теперь зажмите эту полоску меди в держалку и нагревайте в пламени спиртовки в течение одной-двух минут. Внимательно наблюдайте за поверхностью медной полоски. Изменился ли ее цвет? Сохранился ли прежний блеск?  Дайте полоске остыть и  крепко  потрите ее кусочком  белой бумаги. Остается ли след на бумаге? Почему?

Сделайте вывод о том, произошла ли на поверхности меди реакция ее с каким-либо веществом?  Если да, то с каким?  Откуда взялось это вещество?  Составьте уравнение этой реакции (медь двухвалентна). Как называется полученное вещество, простое оно или сложное, сколько атомов в его молекуле  и какова его молекулярная масса? Каков тип этой реакции?

 

3.Даны два черных порошка: оксид меди CuO    и оксид марганца  MnO2. Как определить, где какой порошок?

Для ответа на данный вопрос  можно использовать раствор пероксида водорода. Налейте в колбу или стакан немного этого раствора и по очереди всыпайте в него понемногу каждого из этих порошков и наблюдайте за происходящим. В одном случае должен выделиться газ (какой?). Как его можно распознать? Происходит ли в этом случае химическая реакция? Как это доказать? Составьте уравнение этой реакции и укажите ее тип.

 

4.Входят ли в состав молекул спирта атомы водорода?

Зажгите спиртовку и накройте ее пламя химическим стаканом или широкой пробиркой. Что появляется на стенках пробирки? Какова формула этого вещества и откуда оно могло появиться? Составьте уравнение горения спирта (его формула С2Н6О),  расставьте в нем коэффициенты. Ответьте на поставленный вопрос и докажите свою правоту.

 

5.Окисляется ли алюминий  в пламени спиртовки?

Проверить это можно так же, как в опытах  1 и 2. Действуйте в том же порядке, но уже не с медной полоской, а с алюминиевой фольгой. Составьте уравнение этой реакции   (алюминий трехвалентен), укажите тип реакции.

 

  1. Образуются ли при сгорании бумаги твердые вещества?

Скомкайте кусочек бумаги, положите комок в фарфоровую чашку и осторожно сожгите его. Что остается после горения? Ответьте на поставленный вопрос.

 

В отчете о работе  можно проверить умение формулировать результаты наблюдений словами, а также правильность написания уравнений реакций.

 

Была ли вам полезна эта статья? Поделитесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *