8 КЛАСС. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ   КЛАССИФИКАЦИИ ВЕЩЕСТВ 

Давайте  представим на минуту, что в новое здание переезжает библиотека. Все книги, журналы, подшивки газет сложены в одной большой комнате, и на поиски, например, учебника химии придется потратить немало времени — нелегко найти что-то там, где нет порядка, нет системы.

Заглянем спустя недели две-три в ту же библиотеку. Все книги аккуратно расставлены по стеллажам, у каждой свое строго определенное место на строго определенной полке; есть свои места у сказок, стихов, справочников, учебников, журналов, художественных книг. И теперь нужную нам книгу мы найдем за несколько секунд — поможет порядок.

За долгое время своей жизни на Земле и познания окружающего мира человечество накопило много сведений об этом мире. Такие сведения часто называются фактами и передаются от одних людей к другим в устных рассказах или через книги, рукописи, рисунки, схемы. И чем старше человечество, тем больше самых разных сведений: о Земле и Космосе, о животных, растениях, минералах, природных явлениях, людях — да мало ли чем заинтересуется любознательный человек! Конечно же, разных сведений накопилось превеликое множество, и в них потребовалось навести порядок или, как еще говорится, объединить их в систему. Для этого сначала требуется классификация — разделение фактов на группы по каким-то признакам.

Классификация может быть удачной, а может быть и не очень. Когда-то ученые-зоологи разделили всех живущих на планете животных по месту их обитания: сухопутные, водные и живущие в воздухе. И вот что получилось. В группу сухопутных вошли олени, тараканы, змеи; водных — рыбы, киты, морские черви, медузы, ну а к воздушным были отнесены птицы, летучие мыши, бабочки и т.п.

Конечно же, нельзя признать эту классификацию удачной: уж слишком непохожими могут оказаться животные, попавшие в одну группу. Современная система животного мира делит всех животных на группы по строению их тела. Более подробно об этом можно узнать на уроках биологии.

А теперь вновь обратимся к истории химических знаний. С давних пор. человек знал золото, железо, стекло, серу, уголь, воздух, огонь, почву, воду; умел добывать пищевые, лекарственные вещества, мыло, руды. В начале 19 века стало быстро увеличиваться количество открытых элементов и их соединений. Чтобы не запутаться во всем этом многообразии, потребовалось все знания систематизировать. И опять понадобилась классификация. Удойнее всего оказалось разделить все изученные тогда простые вещества на металлы и неметаллы, а все сложные вещества — соответственно на соединения металлов и неметаллов. Вот как это выглядело:

    Вещества (элементы)

                       Металлы                     Неметаллы
                                                                      Физические свойства 
Твердые вещества (кроме ртути), пластичные, блестят, проводят тепло и электрический ток, по цвету обычно белые или серебристо-серые (кроме меди и золота).  Вещества могут быть жидкими, твердыми и газообразными при нормальных условиях, не блестят, обычно не проводят тока и тепла, более разнообразны внешне. 
                                                                     Химические свойства 
Взаимодействуют с неметаллами,  

многие – с кислотами и водой. 

 

Взаимодействуют с металлами,  

другими неметаллами 

                                                                                Оксиды 
Основные, взаимодействуют с водой, кислотами, кислотными оксидами 

 

Кислотные, взаимодействуют с водой, 

щелочами, основными оксидами 

                                                                                Гидроксиды 
Основания, взаимодействуют с кислотами, образуя соли  Кислоты, взаимодействуют с основаниями, образуя соли 

 

                                                                       Генетические ряды 
Ca →CaO→ Ca(OH)2 →CaCO3  C→ CO2 →H2CO3 →CaCO3 

 

 

 

Co свойствами гидроксидов — кислот и оснований — мы уже знакомы и знаем, что они зависят от того, чем образован гидроксид:

гидроксид металла — основание:  Cu(OH)2  KOH  Fe(OH)2 

гидроксид неметалла — кислота:    H2CO3  H2SO4  H3PO4  

 

Однако есть элементы, которые мы привыкли считать металлами, но их оксиды и гидроксиды могут вести себя двойственно: она взаимодействуют не только с кислотами, но и с щелочами. Например,  полупрозрачный студенистый осадок гидроксида цинка может растворяться и в кислоте, и в щелочи:

      Zn(OH)2 + H2SO4 →ZnSO4 + 2H2

   он же      H2ZnO2  + 2KOH→ K2ZnO2 + 2H2

Следовательно, гидроксид цинка является одновременно и основанием, и кислотой. Такие гидроксиды называются амфотерными и оксиды, соответствующие им, тоже амфотерны, а сам элемент цинк является переходным элементом, а не металлом. К переходным элементам относятся алюминий, железо, хром, золото, свинец, олово и еще довольно много элементов.

Таким образом, более точной классификацией химических веществ можно считать такую:

Простые вещества:  металлы, переходные элементы,   неметаллы 

Оксиды:     основные,   амфотерные,   кислотные. 

Гидроксиды:      основания, амфотерные,  кислоты. 

Обновлено: 01.04.2019 — 11:27

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *